Фонетико-фонематический код языка. Звукоподражания.

Звукоподражания - плавный переход от природно-предметных шумов к человеческой речи. Звукоподражательная речьу детей начинает активно формироваться с 6 мес, когда созревают клетки левого полушария, отвечающие за восприятие речевых звуков. Таким образом, именно с этого возраста надо активно использовать различные приёмы для активизации звукоподражательной речи.

У неговорящих детей (а к неговорящим относятся дети, достигшие 2,5- 3 лет и не использующие речь) для исследования понимания звукоподражаний в системе фонетико-фонематического кода языка предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: шипение, свист, жужжание, мычание, рычание и т.п.: «шшш...»; «муууу...»; «жжж...»; «ко-ко-ко...»; «ав-ав...»; «ррр...»; «мяу. .»; «зь-зь...» и др. Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.

Для детей 2,5—3 лет: 3 звукоподражательных слова — «бум-бум», «тук-тук», «мяу».

Для детей 3—4 лет: 5 звукоподражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му».

Для детей 4—5 лет — 8 звукоподражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «га-га-га».

Для детей 5—6 лет и старше — 11 звукоподоражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «жжж...», «ррр...», «шшш...», «ззз...».


Диагностическое значение пробы. Нарушение данной функции в раннем онтогенезе препятствует формированию речевого слухового гнозиса и, следовательно, составляет вероятную причину задержки речевого развития. Однако при условии, что остальные зоны мозга интактны (не поражены), компенсация идет за счет обходных способов формирования речевой функции.


Область функциональной недостаточности в мозге. Неспособность к дифференцированному восприятию звукоподражательных слов при способности узнавать неречевые звукоподражания («реалистические») обусловлена незрелостью левой височной доли, которая в результате осуществления процессов лево-полушарной латерализации неречевых звукоподражаний должна стать основной зоной хранения и реализации слов, в т.ч. и звукоподражательных. Наиболее частой причиной, препятствующей созреванию левого виска, является недостаточная проводимость мозолистого тела и других нервных путей, связывающих правую и левую височные доли.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции. Выработка ассоциативной связи между неречевым шумом и звукоподражательным словом, для чего проводится:

  • прослушивание природных и предметных шумов, «голосов животных» с непосредственным подкреплением их соответствующим звукоподражательным словом;
  • узнавание усвоенных звукоподражательных слов, произносимых специалистом.
  • ролевое обыгрывание неречевых шумов с использованием например, приема «кукольного театра» (поверх ширмы едет паровоз и гудит; пробегает кошечка и мяучит и т.п.)

Полезные ссылки для формирования звукоподражательной речи.

Бесплатный материал с различных сайтов

Сайт «Педагогический калейдоскоп» Голоса животных.

Сайт «SmartyToys . Развивающие игрушки». Играем со звукоподражаниями.

Стихи для самых-самых маленьких Шорыгиной Т.А. (из прсобия Громовой О.Е. «Путь к первым словам и фразам»)

Сайт «Логомама» . Об активизации звукоподражательной речи.

Пособия для занятий с детьми

1. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст.

2. Школа семи гномов. Что как звучит?

3. Царёва Л.П. Мама, научи читать!

Пособие для обучения чтению, которое также можно использовать и на ранних этапах активизации речи малыша. Малыш будет учиться слушать и произносить звуки транспорта, животных, звуки природы, подкреплённые цветными иллюстрациями. А в будущем этот учебник станет хорошим помощником для обучения ребёнка чтению.

В подготовке выпуска использовался учебник Визель Т.Г. "Основы нейропсихологии"

Кiлькiсть переглядiв: 1243